Статьи

Советы родителям.

Все мамы и папы хотят, чтобы их дети жили долго и счастливо, никогда не болели, были сильными и умными. Чтобы добились в жизни большего, чем их родители.

Для достижения этих целей все родители, в меру их понимания, пытаются помочь своим детям. Как это сделать, родители решают сами. Это Ваше право, потому что это Ваши дети.

К нам приходят много детей. Все они – личности, все они — особенные.

Вашему вниманию несколько советов, которые, возможно, помогут Вам в общении с Вашими (самыми лучшими) наследниками.

  1. Чем младше ребенок, тем бОльшим авторитетом для него являются мама и папа. Не упустите этот момент. Уделяйте ребенку максимум времени, не навязывая свое общение. Всегда выслушайте, расспросите о том, что ему интересно, обсудите, что бы это ни было. Даже с самым маленьким общайтесь как со взрослым. Советуйтесь с ним, обсуждайте не только бытовые, но и сложные жизненные вопросы. Не стесняйтесь спросить у ребенка совета, попросить о помощи. Это повышает его самооценку. Станьте ему другом. Если этого не случится, ребенок сменит авторитет. Или замкнется в себе. Счастье для родителя – когда Вы остаетесь авторитетом на всю жизнь. Значит, Вы все сделали правильно. Плохо, если авторитетом станет недостойный человек.
  2. Будьте всегда примером. Не рассказывайте, как нужно жить. Покажите. Своим примером. Не делайте сами того, от чего отговариваете ребенка. Это серьезное испытание. Пройдите его ради Вашего ребенка.
  3. Научите ребенка любить и уважать себя. Любить себя нужно всегда. Даже если что-то сделал не так. Исправиться, сделать выводы и продолжать любить себя. А уважать себя нужно за конкретные дела. За то, что ты сделал или от чего отказался. И это уважение нужно заслужить. Самому перед собой. Ведь мы знаем о своих поступках всё. От мотивов и причин до реальных последствий.
  4. В ребенке очень сильны инстинкты. Это генетическая память, позволяющая животному выжить в джунглях. Это заложенное в подсознание стремление к спокойной, безопасной, сытой жизни, полной удовольствий. Инстинкты невозможно уничтожить. Это и не нужно. Иногда от них зависит выживание человека. Но нужно научить ребенка их контролировать. Не позволять инстинктам управлять человеком. Для этого ребенка иногда нужно ограничивать. В некоторых случаях – жестко, на уровне табу (нельзя просто потому, что я – родитель – так сказал). Большинство детей, особенно, в раннем возрасте не всегда понимают доводы разума. И их приходится принуждать к чему-то или что-то запрещать. Но, очень важно, не переусердствовать. Ребенок очень быстро привыкает. На него действуют сильные эмоции. Но частое повторение этих эмоций уже не срабатывает. Крик, конфликт и, уж тем более, физическое воздействие должны быть крайней, исключительной мерой, которая запомнится надолго, если не на всю жизнь. Не злоупотребляйте этим, иначе это не будет работать. Вам нужно быть очень терпеливым и очень твердым после принятия решения.
  5. Разожгите в ребенке желание развиваться. Детям присущи любопытство, переходящее в любознательность, в свою очередь, формирующуюся в пытливость. Всячески способствуйте этому. Пусть ребенок пробует все, что не наносит ему вреда. Всё, будь то изучение иностранных языков, шахматы или дополнительные занятия по школьным предметам, имеет право быть в его жизни. Но пусть это изучение не будет поверхностным. Стимулируйте ребенка на серьезное изучение того, что ему нравится. Детство пролетает быстро, времени на всё – не много. Научите ребенка ценить время, не растрачивать его на не нужные и, тем более, вредные занятия. Ограничивайте его от пустой траты времени (никаких телефонных и компьютерных игр, пустой болтовни, просмотра ерунды в интернете и т. п.). Помогайте, предлагайте новые виды занятий. Мотивируйте даже тогда, когда, казалось бы, ребенок не хочет. Заставить ребенка всё равно не получится. Он рано или поздно бросит то, что ему совсем не нравится. Но даже небольшой уровень знаний и умений в какой-то сфере расширит его кругозор и помогут в определенной жизненной ситуации. Довольно распространенная ситуация беседы взрослых детей с родителями: «Родители, почему вы не отдали меня на занятия….?» «Но ты же не хотел!» «Я же был маленький и не понимал важности  этого. А вы же взрослые!»
  6. Приучите ребенка к самостоятельности в мыслях и ответственности в поступках. Научите его анализировать любые события, от бытовых мелочей до общемировых проблем. Иметь свою точку зрения на всё, основанную на собственных знаниях, собственном анализе и мнении самых близких и авторитетных людей (в идеале – Вашем). Воспитывайте ответственность. С малого: порядок в своих вещах, своей комнате – с раннего детства. Затем – оценки в школе и успехи в других занятиях. Определите занятия в зоне ответственности ребенка. Например, вынос мусора, уборка в квартире (доме), собственные грядки на даче и т. д. За успехи назначайте поощрения, за лень или нехорошие поступки – ограничения как наказание. Новая игрушка, предметы не первой необходимости – только как награда за труд, усердие и правильное поведение. Приучите ребенка зарабатывать себе удовольствия. Но не делайте из этого бизнес. Сходить за хлебом для всей семьи (в том числе, для себя) и получить за это сколько-то рублей – плохая идея. Чем старше, тем больше ответственности. Пусть сам готовит уроки (с первого класса), планирует свое время, чтобы выполнить всё, что намечено (в том числе, Вами). Ваша помощь – только в крайнем случае. И только помощь, а не замена его действий Вашими.
  7. Развивайтесь постоянно. Вы старше, опытнее, образованнее, мудрее. Так должно быть. Вы должны быть всегда интересны своему ребенку. За счет своих знаний, умений, образа мыслей и образа жизни. Даже, когда у Вашего ребенка уже будут свои дети, Вы должны быть интересным собеседником и авторитетным знатоком в каких-то сферах жизни. Уважение к Вам должно быть не только из чувства долга перед родителями, а, в том числе, исходить из искреннего интереса к Вашей личности.
  8. В наше время, конечно, важен вопрос финансов. Многие занятия платные. Есть и бесплатные, но они не всегда соответствуют Вашему требованию к их качеству. Денег всегда не хватает (кому-то – на предметы первой необходимости, кому-то – на новую яхту). В то же время, в крайней ситуации они всегда находятся. Определитесь с приоритетами. Если нет возможности заработать, посмотрите, где можно сэкономить. Например, новый модный телефон – это год занятий в платной группе. Насколько необходим такой телефон? Что важнее? По опыту нашей деятельности мы зачастую видим, как такие телефоны вредят ребенку. Съедают его время, эмоции и силы, создают зависимость. Для связи достаточно самого дешевого. Просто позвонить. Вы скажете: у других есть, а мой ребенок будет чувствовать себя ущербным. Нет. Авторитет ребенка в детском коллективе создается не дорогими вещами, а умом, силой, индивидуальностью, успешностью в обязательных и дополнительных занятиях. А ведь Вы покупаете детям не только телефоны…
  9. Помните, детство – время роста и развития. Конечно, взрослые тоже могут (и должны) развиваться. Но детская физиология и психология более способствуют этому, позволяя практически впитывать новые знания и без критических усилий (что зачастую бывает у взрослых) формировать новые умения и навыки. Всё, что Ваши дети (с Вашей помощью) смогут вложить в себя в детстве, сформирует их уровень возможностей в этой, согласитесь, не простой жизни.

Жизнь прекрасна и многогранна! Воспитание новой Личности – очень увлекательный, ответственный и самый благородный процесс. Сколько бы об этом не было написано статей, книг, всего многообразия этого процесса охватить вряд ли получится. Пусть у Вас всё получится с Вашими детьми, пусть они будут Людьми, пусть у них будут лучшие Ваши качества. Пусть они будут лучше Вас. Успехов Вам!